Проповедь

Проповедь
– христ. церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, с целью поведать и разъяснить слушающим учение И. Христа. Учение о П. составляет предмет гомилетики; главный вопрос о существе и природе П. доселе не решен и спорен. По одному мнению, при определении П. должна приниматься одна внешняя ее сторона – словесная форма, и самая форма П. определяется как исключительно-риторическая, относится к той области литературной, которая называлась красноречием, или искусством ораторским, и подлежит единственно правилам, которые были созданы еще в древности для ораторства вообще. В новейшее время учение о природе П. обосновывается на началах или рационалистических, или натуралистически-эстетических. Церковное учение о П., опираясь на слово самого И. Христа и апостолов, видит в литургийной П. функцию благодатной жизни церкви, главную продуктивную силу П. в благодати, даруемой в таинстве священства. Если в церкви невидимо присутствует сам Глава ее, И. Христос, и обетованный им Дух Святой, то нельзя допустить, чтобы без руководства вспомоществующей благодати Божией могло обойтись дело церковной П.; поэтому церковь в своих канонах усвояет право литургийной П. только лицам, имеющим благодать священства, и притом только епископам и пресвитерам, и при поставлении во священники в посвятительной молитве испрашивает у Бога посвящаемому "благодати" учительства. Древняя церковь принимала в свои недра языческих ораторов и риторов по профессии не иначе, как по оставлении ими своей ораторской профессии. От своих проповедников древняя церковь также никогда не требовала предварительного изучения языческого искусства красноречия – таким образом, античное ораторское искусство было совершенно независимо от церкви и было случайным у некоторых отцов церкви. Некоторые сектанты-мистики и русские хлысты полагают, что П. может быть продукцией только "непосредственного вдохновения" от Св. Духа, даруемого, по силе веры, только каждому верующему. По мнению пиетистов, П. возможна для каждой личности, "возрожденной и благодатствованной" в таинствах, каковы и миряне. Православная церковь учит о необходимости для П. особой благодати – благодати таинства священства; при этом церковь не отрицает пользы и необходимости естественных дарований разума и слова. В кн. Деяний и в послании к Коринф. указаны 3 прототипа П.: глоссолалия, профития и дидаскалия, различие между которыми обуславливается степенью присутствия в проповеднике Духа Божия. Глоссолалия апостольских времен, первоначальная по времени форма П., названа так по временной ее особенности – благодатному дару говорить на языке, дотоле неведомом говорящему; она характерна состоянием экстаза; под наитием преизбыточествующей благодати, при созерцании благ и величия истин христианства, проповедник становится вне себя (аще в теле, аще вне тела, не вем, – говорил о себе ап. Павел); речь его становилась нестройной и восторженной. Профития была пророчеством в том смысле, в каком это служение в церкви вообще определяется в богословии. Она более спокойно и сознательно произносилась, проповедник говорил стройно и общепонятно, не утрачивая самообладания. Дидаскалия – вид учительства рефлективного, произносилась под управлением разума и действовала не только на чувство, но и на ум, содержа в себе рассуждения и доказательства. Уже при апостолах преобладала дидаскалия, которая взяла верх по мере того, как общество освоилось с новым учением, восприяв его не только чувством, но логической рефлексией. П. миссионерская, обращаемая к неведущим Христа, поручается священникам или иеромонахам, или по меньшей мере их непосредственному руководству. Следует еще отличать П. внебогослужебную, или так наз. внебогослужебные собеседования, которые священник ведет в силу своей богословской компетенции, хотя от лица и во имя церкви, но П. его не часть богослужения, а частное личное отправление им своей пастырской обязанности. Иногда в виде исключения из общего правила дозволяется, по особенному разрешению местного епископа, под его непосредственным и ближайшим надзором и руководством, сказывание П. мирянам, выдающимся проповедническими дарованиями и готовящимся к священному сану. В III в. местный епископ позволил проповедовать мирянину Оригену ради его великих дарований. У нас митропол. московск. поручил объяснение катехизиса на литургии юноше-студенту Левшину (впоследствии – митропол. моск. Платон); его преемник – студенту Дроздову (впоследствии – митр. моск. Филарет). Основанием для таких исключений и для существовавшего в русских дух. академиях и семинариях обычая поручать ученикам старших классов, для того посвященным в стихарь, служит обычай древней церкви упражнять готовящихся к пастырскому служение в составлении и произношении П.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Проповедь" в других словарях:

  • ПРОПОВЕДЬ — ПРОПОВЕДЬ, проповеди, мн. и, проповедей проповедей, жен. 1. Речь религиозно назидательного содержания, произносимая в церкви (церк.). Воскресная проповедь. || перен. Наставление, нравоучение (разг.). «Кому вы вздумали читать такую проповедь?»… …   Толковый словарь Ушакова

  • Проповедь — церковный ораторский жанр, имеющий свою весьма разработанную теорию (так наз. гомилетика), привлекаемый к историко литературному изучению лишь в той мере, в какой он является в некоторые моменты своего исторического развития показательным для… …   Литературная энциклопедия

  • проповедь — назидание, наставление, нотация, нравоучение, поучение; урок, рацея, поученье, наставленье, хутба, речь, мораль Словарь русских синонимов. проповедь см. наставление Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский я …   Словарь синонимов

  • ПРОПОВЕДЬ — ПРОПОВЕДЬ, 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни духовными движениями 9 5 вв. до нашей эры в Европе и Азии. Один из главных жанров средневековья… …   Современная энциклопедия

  • Проповедь — дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного характера. По английски: Sermon См. также: Речь Этика Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • Проповедь — ☼ дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этические требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великим духовным движением… …   Энциклопедия культурологии

  • проповедь —     ПРОПОВЕДЬ, миссионерство, проповедание, проповедничество …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Проповедь — ПРОПОВЕДЬ, 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни духовными движениями 9 5 вв. до нашей эры в Европе и Азии. Один из главных жанров средневековья… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПРОПОВЕДЬ — 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни становлением мировых религий (9 5 вв. до н. э.). Один из главных жанров средневековья (в древнерусской… …   Большой Энциклопедический словарь

  • проповедь — ПРОПОВЕДЬ, и, жен. 1. Речь религиозно назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения. Произнести п. 2. перен., чего. Распространение каких н. идей, взглядов (книжн.). П. свободы, равенства. Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

  • ПРОПОВЕДЬ — 1) речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии; 2) активное распространение каких либо идей и взглядов; 3) произв. ораторского типа, содержащее требование этического, в основном религиозного, характера.… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»