- Проповедь
- христ. церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, с целью поведать и разъяснить слушающим учение И. Христа. Учение о П. составляет предмет гомилетики; главный вопрос о существе и природе П. доселе не решен и спорен. По одному мнению, при определении П. должна приниматься одна внешняя ее сторона словесная форма, и самая форма П. определяется как исключительно-риторическая, относится к той области литературной, которая называлась красноречием, или искусством ораторским, и подлежит единственно правилам, которые были созданы еще в древности для ораторства вообще. В новейшее время учение о природе П. обосновывается на началах или рационалистических, или натуралистически-эстетических. Церковное учение о П., опираясь на слово самого И. Христа и апостолов, видит в литургийной П. функцию благодатной жизни церкви, главную продуктивную силу П. в благодати, даруемой в таинстве священства. Если в церкви невидимо присутствует сам Глава ее, И. Христос, и обетованный им Дух Святой, то нельзя допустить, чтобы без руководства вспомоществующей благодати Божией могло обойтись дело церковной П.; поэтому церковь в своих канонах усвояет право литургийной П. только лицам, имеющим благодать священства, и притом только епископам и пресвитерам, и при поставлении во священники в посвятительной молитве испрашивает у Бога посвящаемому "благодати" учительства. Древняя церковь принимала в свои недра языческих ораторов и риторов по профессии не иначе, как по оставлении ими своей ораторской профессии. От своих проповедников древняя церковь также никогда не требовала предварительного изучения языческого искусства красноречия таким образом, античное ораторское искусство было совершенно независимо от церкви и было случайным у некоторых отцов церкви. Некоторые сектанты-мистики и русские хлысты полагают, что П. может быть продукцией только "непосредственного вдохновения" от Св. Духа, даруемого, по силе веры, только каждому верующему. По мнению пиетистов, П. возможна для каждой личности, "возрожденной и благодатствованной" в таинствах, каковы и миряне. Православная церковь учит о необходимости для П. особой благодати благодати таинства священства; при этом церковь не отрицает пользы и необходимости естественных дарований разума и слова. В кн. Деяний и в послании к Коринф. указаны 3 прототипа П.: глоссолалия, профития и дидаскалия, различие между которыми обуславливается степенью присутствия в проповеднике Духа Божия. Глоссолалия апостольских времен, первоначальная по времени форма П., названа так по временной ее особенности благодатному дару говорить на языке, дотоле неведомом говорящему; она характерна состоянием экстаза; под наитием преизбыточествующей благодати, при созерцании благ и величия истин христианства, проповедник становится вне себя (аще в теле, аще вне тела, не вем, говорил о себе ап. Павел); речь его становилась нестройной и восторженной. Профития была пророчеством в том смысле, в каком это служение в церкви вообще определяется в богословии. Она более спокойно и сознательно произносилась, проповедник говорил стройно и общепонятно, не утрачивая самообладания. Дидаскалия вид учительства рефлективного, произносилась под управлением разума и действовала не только на чувство, но и на ум, содержа в себе рассуждения и доказательства. Уже при апостолах преобладала дидаскалия, которая взяла верх по мере того, как общество освоилось с новым учением, восприяв его не только чувством, но логической рефлексией. П. миссионерская, обращаемая к неведущим Христа, поручается священникам или иеромонахам, или по меньшей мере их непосредственному руководству. Следует еще отличать П. внебогослужебную, или так наз. внебогослужебные собеседования, которые священник ведет в силу своей богословской компетенции, хотя от лица и во имя церкви, но П. его не часть богослужения, а частное личное отправление им своей пастырской обязанности. Иногда в виде исключения из общего правила дозволяется, по особенному разрешению местного епископа, под его непосредственным и ближайшим надзором и руководством, сказывание П. мирянам, выдающимся проповедническими дарованиями и готовящимся к священному сану. В III в. местный епископ позволил проповедовать мирянину Оригену ради его великих дарований. У нас митропол. московск. поручил объяснение катехизиса на литургии юноше-студенту Левшину (впоследствии митропол. моск. Платон); его преемник студенту Дроздову (впоследствии митр. моск. Филарет). Основанием для таких исключений и для существовавшего в русских дух. академиях и семинариях обычая поручать ученикам старших классов, для того посвященным в стихарь, служит обычай древней церкви упражнять готовящихся к пастырскому служение в составлении и произношении П.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.